Joom!Fish config error: Default language is inactive!
 
Please check configuration, try to use first active language

Сольный концерт Камерного хора МИТХТ (18.03.2012)

Сольный концерт Камерного хора МИТХТ (18.03.2012)

Радуйся

18 марта в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном Соборе Святых апостолов Петра и Павла состоялся концерт русской духовной музыки. Проект был организован по инициативе Ивана Самойлова – художественного руководителя и дирижера Камерного хора МИТХТ. Пятый год коллектив Ивана Самойлова выступает с сольными концертами за рубежом, и вот, наконец, произошло знаменательное и долгожданное событие – программа, полностью подготовленная и исполненная солистами и артистами хора - в России, в Москве.

Для Камерного хора МИТХТ это первый сольный концерт такого масштаба.

Стоит обратить внимание, что концерт состоялся в воскресенье третьей недели Великого Поста, и программа по замыслу и содержанию соответствовала этому строгому и торжественному для русской православной церкви временному периоду.

К началу концерта огромный зал под сводами Собора оказался полностью заполнен людьми, и даже пастор в своей приветственной речи не преминул отметить, как приятно видеть такую мощную поддержку православной музыки в стенах евангелическо-лютеранской церкви.

Хор открыл концерт произведением «Отче наш» П.Чайковского из «Литургии Святого Иоанна Златоуста». Тонко структурированное, полное драматизма произведение Чайковского в сочетании со словами привычной, с детства знакомой молитвы было призвано пригласить слушателей и самих исполнителей к серьезному, глубокому восприятию православной музыки, настроить на смыслообразующий подтекст концерта.

Еще два произведения Чайковского прозвучали в Соборе: «Горними тихо летела душа небесами» в исполнении солистки хора Ольги Московчук (сопрано), и «Легенда» - в исполнении Анны Храпко (лауреата международных конкурсов, сопрано).

С сольными номерами выступили и мужчины: Альяс Каралов (бас) со знаменитой лермонтовской «Молитвой» на музыку А.Варламова, Анатолий Зубрицкий (тенор) исполнил произведение "Отчалившая Русь" на стихи С.Есенина из одноименной кантаты Г. Свиридова.

Четыре солиста объединились в квартете для дебютного исполнения «Концерта для хора №32» Д.Бортнянского. Кроме того, Анна Храпко солировала в благовещенском песнопении «Совет Превечный» на музыку русского православного композитора П.Чеснокова. Хор исполнил и дивную «Херувимскую песнь» (софрониевскую) этого же автора, признанную одной из самых красивых «Херувимских» в мире.

В песнопении Евхаристического Канона «Тебе поем» из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» С.Рахманинова на фоне хорового пения самые высокие полетные ноты – обращение к Богу - были озвучены легким сопрано Ольги Московчук. В программу хора входила также молитва «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.Рахманинова. На концерте прозвучал и краткий, энергетически насыщенный Псалом Давида (133) «Се ныне», положенный на музыку М. Ипполитовым-Ивановым.

Удивительную акустику и особую атмосферу Собора позволяет оценить и одна из сохранившихся в нем реликвий - орган, построенный в конце 19 века. Инструментальное сопровождение некоторых номеров программы для хора и сольную «Пассакалию» для органа Х. Кушнарева исполнил лауреат международных конкурсов органист Федор Строганов.

Основной по сложности и смысловой нагрузке по-прежнему является кантата С.Танеева «Иоанн Дамаскин», с которой Камерный хор МИТХТ успешно выступает в России и за рубежом уже более года.

Все произведения были исполнены любительским хором на профессиональном уровне – четко выстроены по темпу, динамике, внутренней драматургии, но главное: по-настоящему прочувствованы самими артистами, которые слились в единый поющий организм, живой, гибкий, стройный, чутко реагирующий на все пожелания дирижера. Пение наполнило пространство вокруг любовью, а вместе с ней надеждой и верой – тем, что являет собой настоящую Церковь Христову.

Духовное содержание концерта, объединившего библейские тексты Ветхого и Нового Заветов, православную музыку и поэзию разных эпох, призывает к внутреннему диалогу с Богом, с самим собой, к очищению, приближает к покаянному и одновременно радостному состоянию души во время Великого Поста.

Очень показателен в этом смысле финал музыкального вечера.

Всю программу артисты, солисты и дирижер Камерного хора исполняли, по традиции Собора, стоя на первом ярусе балкона – «на хорах», в западной части храма. Видеоизображение исполнителей проецировалось на экран. Но по окончании концерта хор в полном составе, дирижер и органист спустились в зал, где были тепло встречены посетителями Собора. Уже внизу, возле алтаря, непосредственно перед зрителями, хор исполнил «на бис» произведение Рахманинова «Богородице Дево, радуйся» и был поддержан продолжительными овациями, многочисленными поздравлениями и выражениями благодарности.

Глубину эмоционального впечатления от концерта может ярко проиллюстрировать высказывание одной из участниц хора: «Окунувшись в атмосферу любви со стороны гостей лютеранского Собора, я вспомнила взволнованные лица польских прихожан в костеле под Вроцлавом, слезы на глазах чешских слушателей после нашего выступления в католическом храме города Хрудим, и могу с уверенностью сказать, что духовное искусство – это и есть та самая многоцветная радуга – «мосте, к небесем приводяй» - вечно живая связь Бога и Его создания, путь к Небу. И все мы – христиане разных конфессий, верующие и неверующие, - после нашего концерта - услышав, вдохнув, почувствовав величие и красоту русской православной музыки, поднялись на ступень этой Лествицы, стали ближе к Богу».